Хотя Видлицкой операции 1919 года посвящено много исследований, выставок и памятников, она всё так же остаётся «белым пятном» — однобоко изученной с выводами, противоречащими всякой здравой логике. Историки пишут свои работы по этой теме, но не желают вступать в дискуссии с оппонентами, у которых накопилось много информации, противоречащей официальной версии. Мы решили повторить нашу статью об этом историческом событии и надеемся на то, что историки заинтересуются фактами, представленными в статье.
27 июня 1919 года началась Видлицкая операция Красной армии и флота против штаба и базы снабжения карельской Олонецкой добровольческой армии. И хотя эти события много раз описывались советскими и современными российскими историками, в них так и осталось множество непонятных фактов. Прежде всего непонятны соотношения сил сторон. Если во всей Олонецкой армии было 2000 бойцов, часть из которых стояло в то время под Петрозаводском, а часть в районе Свири, то Видлицу защищало никак не больше трети из них, то есть примерно 700 человек. У красных только 700 человек высадилось с судов в качестве десанта, не считая тех, кто входил в состав экипажей кораблей и также войск, нападавших на Видлицу по суше — 3 стрелковых полков. Полк по всем канонам военного искусства насчитывает от 500 до 2500 человек. Если взять по минимуму, то число участников в Видлицкой операции от красных было никак не меньше общей численности всей Олонецкой армии. При этом у Олонецкой армии не было вообще своего флота. Ведь никакой поддержки от финнов она не имела.
В своих воспоминаниях руководитель операции Э.Панцержанский вспоминает, что они якобы приняли послание на немецком языке от неизвестной радиостанции, которая пользовалась шифрованными подписями и спрашивала, не нужна ли поддержка. На полном серьёзе Панцержанский пишет, что они тут же отправили ответ на чистом немецком с использованием этих же шифрованных подписей, и якобы только это уберегло их от вмешательства финских судов. Понятно, что серьёзно воспринимать эти «доказательства» невозможно. Ведь каждый, кто понимает в теории шифрования, поймёт всю глупость такого утверждения.
Историки пишут, что с одной стороны, уже около 3 часов ночи карельская «батарея» в устье Тулоксы, состоявшая из одного орудия, обнаружила суда и обстреляла их. А с другой стороны, утверждают, что обстрел красными судами карельских батарей в устье Видлицы в 5 часов утра произошёл неожиданно для защитников штаба в Видлице. При этом десант в устье Тулоксы, где стояло только одно орудие, понёс большие потери, а десант у Видлицы, где было 12 орудий, прошёл вообще без потерь. Это при том, что десант перепутал левый и правый берег и высадился на противоположном берегу от направления атаки. Сообщалось, что уже до этого орудия береговой батареи были подавлены. Но оказывается, что после этого «неожиданно» вблизи берега возник туман и все суда отошли от берега обратно в озеро. После нескольких часов, когда туман развеялся, десант был повторен, и о чудо — для защищавшихся на берегу это опять стало неожиданностью, и они не успели обстрелять десантировавшихся во время ещё раз.
Как утверждается, множество офицеров Олонецкой армии покинули Видлицу, даже не успев одеться и не оказав сопротивления, хотя только артподготовка шла несколько часов, что уже само по себе опровергает версию «красных» историков. Несмотря на то, что наступление шло сразу со всех сторон, дорога к границе Финляндии так и не была перерезана, и большинство бойцов, защищавших Видлицу, ушло по ней через границу. В этот же день в Видлице был серьёзно ранен знаменитый капитан Тойво Куйсма, который после отставки полковника Мальма командовал финскими добровольцами, приглашёнными для защиты карельским Ухтинским комитетом в 1918 году. Его увезли в Салми, где он скончался от полученных ран по пути в госпиталь.
Очень важно знать и личностях участников этих событий и их судьбу. И если командующие Олонецкой армией — Аарне Сихво, Гуннар фон Хертцен и Рагнар Нордстрём вернулись в Финляндию, продолжив успешную карьеру (Нордстрём был зятем члена Олонецкого комитета импилахтинского карела Я.Сейсе), то красный командующий водной частью операции Панцержанский был арестован и расстрелян в 1937 году за участие в «военно-фашистском заговоре», выдав под пытками немало невиновных людей, а командующий наземной частью операции М.П.Гусаров бесследно исчез со страниц истории, и его судьба до сих пор остаётся неизвестной.
Остаётся ещё очень много вопросов к историкам, которые десятки лет изучают эту тему. Вплоть до того, почему в книге, посвящённой Видлицкой операции, известный карельский историк помещает фотографию, которая к ней никак не относится, а была сделана за год до этого во время Беломорских событий. Мы готовы к дискуссиям с уважаемыми историками по всем этим вопросам, и надеемся, что она пройдёт в цивилизованной форме с уважением оппонентов.
На иллюстрации: картина А.Соколова «Высадка десанта Онежской флотилии в Видлице в 1919 г.»