Итак, X Съезд состоялся и закончил свою работу. Он войдёт в историю тем, что стал немного непоследовательным и непредсказуемым. Анализ его резолюции последует в следующей статье. А сейчас только события. Насколько первый день Съезда был срежиссированным, показавшим преданность собранных депутатов курсу «партии», настолько второй день в отсутствии высоких лиц стал супердемократичным. Сначала участники Съезда узнали, что именно происходило вчера на тематических секциях. На одной из них в основном обсуждались вопросы охоты и рыбалки для карелов, необходимости квот на отстрел животных и лова рыбы для местного карельского населения. На второй обсуждались вопросы семьи. Самая острая дискуссия развернулась на секции «Языка и культуры». Её модератор похвалила Татьяну Алексеевну Баранову, выступавшую на секции на литературно правильном карельском языке так, что можно просто заслушаться самой речью. На этой секции было поднято множество очень острых проблем. Одна из них, которую сообщила председатель общества «Людики Карелии» Лидия Викторовна Коновалова, потрясла многих. Ещё одни новоявленные коммерсанты, пытаясь построить ещё один горнолыжный курорт, которых в Карелии уже предостаточно, хотят уничтожить старинные людиковские деревни Тереки и Мунозеро. Они являются родиной многих известных представителей карелов-людиков. Здесь родились Роза Фёдоровна Тароева (Никольская) — автор многих книг по материальной культуре карел, Иван Иванович Лёвкин — создатель Петровского и Ведлозерского народных хоров, автор многих известных песен на карельском языке. Отсюда родом родители Бориса Карппела — создателя спортивного кююккя, многолетнего председателя «Карельского просветительского общества». Ради небольшой прибыли коммерсанты хотят уничтожить карельскую культуру и память о знаменитых соотечественниках.
Большое внимание на Съезде получил вопрос планируемого чиновниками уменьшения объёма газеты Oma mua и намеренного ухудшения её качества. На Съезде ни один человек не поддержал эти планы чиновников, а наоборот делегаты Съезда призвали не допустить этого покушения на единственную газету в республике, выходящую на карельском языке.
Для пессимистов мы хотели бы сообщить, что второй день Съезда был верхом демократии. Свободных мест было много, и каждый, кто хотел участвовать на Съезде в качестве гостя, смог бы при желании это сделать. Микрофон был предоставлен для выступления всем желающим. А ваш покорный слуга получил возможность присутствовать на заседании редакционной комиссии, вырабатывавшей новую резолюцию Съезда, где его предложения внимательно выслушали. Другой вопрос — прислушались ли члены комиссии к ним? Это мы увидим из анализа текста резолюции, который будет позже. Ведь большинство из них сообщили, что они ничего не слышали о предложении к Рабочей группе карельского парламента об изменении статьи 11 Конституции РК, а также ничего не знали о существовании двух различных перечней — территорий традиционного и компактного проживания карелов. При внесении резолюции на голосование у всех была возможность сделать в ней изменения и добавления.
При выборе Совета уполномоченных случилось уникальное событие. В его состав вошли 35 человек. Это больше половины всех делегатов Съезда, что говорит о том, что влияние делегатов на решение Совета возросло. Используют ли они эту возможность, предстоит увидеть. В президиум Совета уполномоченных было избрано 11 человек. Самый большой сюрприз произошёл при выборах председателя Совета уполномоченных. Раиса Васильевна Самодаева сложила полномочия председателя. На место нового председателя было предложено две кандидатуры. Неожиданно, председателем была выбрана опытная Инга Николаевна Гурилова. Но при этом она предложила новый механизм ротации председателя Совета уполномоченных уже через год после Съезда. Пойдёт ли это на пользу Съезду и его делегатам, увидим уже скоро. Тем более, что принято решение, не дожидаясь следующего XI Съезда, провести промежуточную конференцию, которая оценит исполнение резолюции Съезда.
Можно много оценивать плюсы и минусы этого Съезда, но один вопрос всё-таки остался нерешённым. Съезд карелов всё ещё остаётся этаким «междусобойчиком» или «тусовкой». Он не является юридическим лицом, представляющим весь карельский народ, с конкретным уставом, который можно проконтролировать. Раньше он устраивался на бюджетные деньги чиновниками Миннаца. В этот раз он прошёл как проект «Союза карельского народа» по выигранному гранту. В следующий раз он будет проходить в каком-то другом качестве. Но необходимость юридической регистрации Съезда уже становится видна многим. Ведь он обязательно должен владеть законодательной инициативой для того, чтобы смочь выдвигать законопроекты, помогающие сохранить культуру и язык карелов.
Мы хотели бы призвать тех активистов, которые хотели бы изменить что-то в жизни карельского народа, взаимодействовать с делегатами Съезда, с Советом уполномоченных и с его председателем. Легче всего встать в позу обиженных и говорить, что сейчас ничего нельзя добиться. Но с ними необходимо проводить постоянную работу, разъяснять им некоторые прописные истины. Ведь во второй день Съезда разговоров о признании карелов малочисленным народом уже не было совсем. А это значит, что национальная Республика Карелия получила ещё один шанс на существование. С чем мы вас и поздравляем!
