6 ноября 1921 года на следующий день после Дмитриевской субботы и праздника Кегри, когда карелы почтили память своих предков и родных, погибших совсем недавно от голода и репрессий нового жестокого режима, началось Карельское восстание. Самым первым его боем в этот день явилась атака отряда восставших на заседание комбеда в Ругозере, посвящённого 4-летию большевистского переворота в стране. Именно комбеды отбирали последнее продовольствие у крестьян и оказывали большевикам помощь по мобилизации крестьян в ряды Красной Армии.

Карельский народ восстал против жестокого режима, начав бороться за право жить по своим традициям, развивая свою Родину, сохраняя свою природу, культуру и язык, защищая своих родных от посягательств врагов. Сам упорный характер карелов помогал им в этой борьбе. Древняя и красивая природа благоволила её защитникам. А руководили восстанием почти былинные герои — Вяйнямёйнен и Илмаринен, сплотившие вокруг себя народ в борьбе с силами зла.

О самом факте восстания и о судьбах его участников долгое время пытались забыть. Так же стыдливо ничего не говорили и о тех, кто его подавлял. Ведь жестоких поработителей настигло возмездие. Командующий Карельским фронтом А.И.Седякин расстрелян в 1938 году. Так же, как и командир лыжного батальона, напавшего на штаб восставших в Кимасозере, А.А.Инно. Командир стрелковой роты Т.Антикайнен — «выпал» из окна гостиницы или угодил в «авиакатастрофу» в 1941 году. Зам. командира роты И.Хейкконен — расстрелян в 1938 году. А те, кто вёл за собой восставший народ, навсегда остались не только в памяти народа (Илмаринен — Ялмари Таккинен), но даже и на страницах трудов исследователей карельского языка и фольклора, как Укки Вяйнямёйнен — Василий Левонен, от которого учёные записали несколько карельских сказок, и Осиппа Борисайнен, от которого записаны рассказы о традициях карельского народа. И оба они, также как и другие их последователи, участвовали в написании карельского словаря, который они обогатили тунгудским говором карельского языка.

Взглянув на те события с высоты сегодняшнего дня, мы видим правоту восставших. Ведь время показало, что новые власти запретили использование карельского языка в литературе и делопроизводстве. Его не преподавали в школах, за исключением короткого времени, когда карелам пытались внедрить искусственный нежизнеспособный общий язык. Природа Карелии нещадно уничтожалась в угоду незначительному техническому прогрессу. Лес хищнически вырубался, большие территории земли вместе с деревнями были затоплены, чтобы построить электростанции для нужд промышленности. Вековые скалы разрушались, чтобы добыть щебень для строительства. Люди вынуждены были покинуть свои веками обживаемые родные карельские места, чтобы влиться в безликую городскую массу, забыв свой язык и культуру предков. Всё то, о чём предупреждали восставшие, случилось после поражения восстания.

Но память об участниках этого восстания жива и сейчас. Их потомки живут и в Карелии, и в Финляндии и чтут подвиг своих предков, бережно храня их имена, собирая факты их биографий, разделяя их взгляды на то, как дальше сохранять и развивать наш край, сберегая его природу и культуру его народа. Они верят в карельские народные руны, говорящие о том, что когда народу будет совсем плохо, тот он опять позовёт к себе своего национального героя Вяйнямёйнена, который обязательно поможет народу, доверившему ему свою судьбу.

Вот исчезнет это время,
Дни пройдут и дни настанут,
Я опять здесь нужен буду,
Ждать, искать меня здесь будут,
Чтоб я вновь устроил Сампо,
Сделал короб многострунный,
Вновь пустил на небо месяц,
Солнцу снова дал свободу:
Ведь без месяца и солнца
Радость в мире невозможна

от kt_admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *