Поздравляем всех с началом Недели карельского языка! В течение этой недели в интернете будут выкладываться самые разнообразные тексты на карельском языке. Желающие могут почитать их на разных страницах, например, на странице Карельского просветительского общества (https://uutiscuppu.karjalansivistysseura.fi/karjalan-kielen-viikko-25-11-1-12-2024/) или на странице Университета Йоэнсуу, в котором преподаётся карельский язык (https://www.uef.fi/fi/artikkeli/karjalan-kielen-viikolla-2511-112-karjalaa-kaytetaan-joka-paiva-tapahtumia-ympari-suomea). Ну а мы постараемся в эти дни поговорить об актуальности и возможности эффективной защиты и развития карельского языка в Карелии.
Если вам ещё и сейчас кто-то пытается доказать, что карельский язык не может и не имеет права стать государственным в Республике Карелия, знайте, что вас просто пытаются обмануть. В РФ НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ алфавиты для государственных языков национальных республик, которые имеют основу, отличную от кириллицы. Нет ни одного закона, который их запрещает. Есть просто определённая последовательность действий, которую законодателям необходимо выполнить, чтобы у государственного языка республики был свой алфавит.
Неправда и то, что карельский язык нельзя сделать государственным из-за того, что нет единого карельского языка. В нашей стране есть множество примеров, когда в республиках государственный статус закреплён за языком титульного народа, у которого фактически есть несколько наречий. Пример — Республика Марий Эл.
Ещё одна неправда, когда заявляют, что доля карелов в республике настолько мала, что они не заслуживают своего государственного языка. В других республиках государственный статус есть даже у языков таких коренных народов, доля которых составляет меньше 1 процента от населения республики. Пример, Дагестан, где государственными объявлены сразу более 30 языков местных народов, среди которых агульский, рутульский и цахурский имеют долю меньшую 1%.
То, что государственный статус для карельского языка зависит только от воли политиков, видно по тому, что в конце 30-х годов XX века он уже имел этот статус несколько лет в КАССР. Но с последующим запретом языка почти на полвека карельский язык продолжает до сих пор прибывать в каком-то полузапретном юридическом состоянии, когда он как бы является родным языком титульного народа республики, но его как бы и нет юридически. Ведь для полного окончания «исключительного» положения карельского языка требуется только простое заявление высокого ответственного лица. И тут же вся юридическая цепочка, необходимая для принятия государственного статуса для языка, будет пройдена моментально.