17 февраля 1922 года закончилось Карельское восстание. Закончилось организованным отступлением вооружённых карельских повстанцев, прикрывающих эвакуацию гражданского населения, спасавшегося от репрессий большевистского режима и уходящего в Финляндию. Силы сторон были не равны. Восставших было 3000 человек, из которых 500 — добровольцы (финны, шведы и даже русские моряки из разбитого Кронштадта), пришедшие на помощь карелам, в то время как общее число красных, среди которых в том числе было много красные финнов, латышских стрелков и китайцев — 13000 человек. Исход мирных жителей стал величайшей трагедией карельского народа. Ведь вместе с активным населением исчезли и карельские традиции, а также почти исчез карельский язык. Сколько карельских беженцев в Финляндии всю жизнь хранили свой родной язык и передавали его своим детям и внукам! У них на протяжении века записывали информацию по карельскому языку и фольклору финские учёные, спасая ценные частицы карельской культуры. В этом полезном деле участвовали даже сами лидеры Карельского восстания. И даже ещё сейчас в Финляндии остаётся много различных карельских землячеств, бережно хранящих свой язык и его диалекты, которые не сохранились уже в самой Карелии.
В самой Карелии язык хотя ещё и использовался в деревнях, но фактически был под запретом сначала при руководстве красных финнов, а потом после короткого промежутка использования бубриховской версии языка, не прижившейся в народе, карельский язык оказался под запретом на целых полвека. Да и участь многих деревень была незавидной. Какие-то из них были сожжены в войну ещё при отступлении, а какие-то покинуты и затоплены водой ради индустриальных строек социализма. Если раньше карельские руны передавались от родителей к детям из поколения в поколение, то теперь эта связь разорвалась, и о рунах вспоминают с удивлением, как о чём-то чужом, принимая за своё эпическую поэму, пришедшую к нам из-за границы.
Участники восстания, которые ушли в Финляндию за несколько дней до его окончания, собрались 16 февраля и основали Академическое Карельское Общество, которое задумывалось для просветительской работы среди карельских беженцев и для помощи тем участникам восстания, которые остались в Карелии и продолжили борьбу. Среди его организаторов был и командующий батальоном восставших Эркки Ряйккёнен, сделавший множество снимков на фотоплёнку, запечатлевших отряды карельских повстанцев, а также написал книгу воспоминаний «Среди лесных партизан: описания Карельской войны 1922 года». Общество до его превращения в националистическую финскую организацию было очень популярно, и в него вошли многие студенты, в том числе и будущий президент Финляндии Урхо Кекконен.
На фото Эркки Ряйккёнена: лесные партизаны Карелии